ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

ВНИМАНИЕ! Это архивная версия сайта! Сайт с актуальной информацией: liplib.ru

Централизованная
Библиотечная
Система

Анонсы

Театр «Квадрат Малевича»

Театр «Квадрат Малевича» (Центральная городская библиотека им. С. Есенина) ждет амбициозных, инициативных молодых людей! Занятия ведет актриса Липецкого академического театра драмы им. Л.Н. Толстого Фаустова Анжелика Дмитриевна.

Подробнее »



«Лошадью ходи, лошадью!»

В Центральной городской библиотеке имени С.А. Есенина после долгого перерыва возобновил работу шахматный клуб «Ход конём».

Подробнее »



Новости

  • Пользуйтесь на здоровье! Подарки от поэта

    День поэта, который традиционно отмечается 3 марта, не прошёл без подарков. На полках каждой из 27 библиотек, входящих в Централизованную библиотечную систему Липецка, теперь появятся книги Николая Калтыгина.

    Читать дальше »

  • Пользуйтесь на здоровье! Весенний подарок Артура Сальникова

    Первый день весны в Есенинке ознаменовался открытием выставки старейшего липецкого фотохудожника Артура Сальникова «Женщины моей мечты».

    Читать дальше »

  • Пользуйтесь на здоровье!

    Мы так долго и упорно разваливали нашу страну, а затем строили новую, что начисто забыли о главном – о детях, о том, что их надо не только кормить, одевать, обувать. Из-за этого, признаем, мы практически потеряли не одно поколение. И сегодня общество получило юных граждан, в большинстве своём лишённых национального самосознания, духовных ценностей, культурных ориентиров и... здоровья. Очевидно, что такое положение вещей угрожает безопасности государства, причём не только экономической.

    В Липецкой области сегодня из 170 тыс. детей – около 4 тыс. с ограниченными возможностями здоровья. А дети от 0 до 14 лет – это всего лишь 14 процентов жителей, и лозунг прошедшей переписи «России важен каждый» актуален как никогда.

    Маленькая героиня сказки «Цветик-семицветик» попросила волшебный лепесток сделать так, чтобы её новый друг – мальчик с искалеченными ногами – стал здоровым. Её желание исполнилось. При этом вылечился не только товарищ, но и сама девочка Женя: она перестала капризничать и думать только о себе. В реальной жизни в роли сказочного цветка должны выступать взрослые. Каждый на своём месте. И библиотекарь тоже, ведь он обладает огромным терапевтическим средством – хорошими книгами.

    О благотворном влиянии умного книгопользования написано немало. В эту копилку хочется добавить и авторитетное мнение профессиональных медицинских работников г. Липецка, высказанное ими по поводу библиотерапевтического проекта Центральной городской детской библиотеки имени М.М. Пришвина «Читайте и будьте здоровы!» Начало его реализации – конец марта 2010 г. За год было проведено около 100 занятий, участниками которых стали более 3 тыс. маленьких пациентов детских больниц № 1и № 2.

    Заведующий Городским центром медицинской профилактики Александр Короткое считает, что «успешности проекта библиотерапевтического чтения по созданию отличного настроения у детей способствует и то, что он осуществляется в тесном контакте с профессиональными медицинскими работниками дифференцированно – с детьми младшего возраста и старшеклассниками».

    «Наш коллектив, – рассказывает главный врач Детской городской больницы № 2 Юрий Кайдаулов, – сразу поддержал проект "Читайте и будьте здоровы!" Новый метод мы опробовали в отделении реабилитации для детей с неврологической патологией. Маленьким пациентам очень нужны положительные эмоции, чтобы отвлечься от болезни. А мы, взрослые, должны помогать им справляться с недугом и преодолевать трудности.

    Когда библиотекари стали навещать наших пациентов и заниматься с ними, мы заметили, что обычно безрадостная больничная атмосфера начала перерождаться в домашнюю и уютную, а маленькие пациенты стали по-другому относиться и к лечению, и к медперсоналу. Врачи, медсестры вместе с библиотекарями и детьми участвуют в играх, ставят спектакли. И это очень важный момент – ребятишки смотрят на нас уже не как на медиков, которые делают "больные" уколы, а как на друзей, которые помогают им вылечиться. Библиотерапия – метод не совсем привычный и применяется в больницах крайне редко. Но, как мы заметили, он оказывает мощное положительное влияние на эмоциональное и психологическое состояние ребёнка. Потому что в библиотерапии заложена основа всего – слово. А оно, как известно, лечит».

    К реализации библиотерапевтического проекта мы приступили, чтобы посредством книги и чтения помочь больным детям адаптироваться в недомашних условиях, вызвать у них положительные эмоции, способствовать их быстрейшему выздоровлению.

    Ребёнку, попавшему в больницу, мир может показаться не только неудобным, но и недобрым. Неокрепшая его душа страдает не только от физической боли, но и от отсутствия родителей, привычной домашней обстановки. Такое эмоциональное состояние может замедлить выздоровление.

    Одним из способов решения этой проблемы является библиотерапия: возможность через книгу положительно влиять на пациента, формировать у него способность противостоять сложным жизненным ситуациям. Мудрость, заложенная в книгах, – неоспоримая истина.

    Психологи, использовавшие элементы библиотерапии в своей работе, отмечают, что наибольший терапевтический эффект дают определённые жанры детской литературы. Позитивную функцию выполняют считалки (способствуют развитию коммуникативных навыков), заклички, кричалки, дразнилки (хороший способ психологической разрядки, средство освобождения от негативных эмоций и одновременно возможность посмотреть на себя и окружающий мир с юмором).

    Поэзия снимает агрессивное возбуждение. Весёлые книги отвечают насущным потребностям детской души и служат источником особого эмоционального наслаждения. В сказках ребёнок проживает такие эмоциональные состояния, которых ему не хватает в реальной жизни. Книги о природе, о животных снимают напряжение, развивают гуманистические чувства, удовлетворяют потребность в эмоциональном общении.

    Все перечисленные жанры вошли в программу занятий для двух разновозрастных групп детей, находящихся на лечении в больницах: младшего возраста (возможен смешанный вариант — детей и родителей); среднего и старшего возраста. Занятия проводятся еженедельно. Их продолжительность – 30 минут.

    Первый этап – чтение доброй сказки, рассказа о животных, весёлого стихотворения, которое требует проявления в творческой деятельности.

    Второй этап – выполнение заданий, которые ведут ребёнка к самостоятельным действиям и поискам.
    Преимущество таких занятий:

  • библиотекарь-педагог имеет достаточно времени для чтения сказки, короткого рассказа, стихотворения;
  • ходе обсуждения, театрализации или иллюстрирования прочитанного, проведения видеовикторин создаётся благоприятная ситуация для непосредственного общения;
  • складываются необходимые условия для влияния полученной информации на создание положительных эмоций и хорошего настроения, что способствует быстрейшему выздоровлению ребёнка. 

    Занятия способствуют адаптации детей в недомашних условиях. А назначение их – подвести ребёнка к самостоятельному использованию усвоенной им информации.

    Цикл занятий для детей младшего возраста включает: литературную игру с элементами сказкотерапии «Поиграем в сказку», громкое чтение и обсуждение весёлых рассказов (Н. Носова, В. Драгунского, др.), литературно-творческое занятие по детской поэзии «Путешествие в страну весёлых рифм», игру о дикорастущих цветах «Цветик-семицветик» (эко- терапия), творческую мастерскую «С книгой некогда скучать», этюды с куклами «Приключения в сказочном лесу», видеовикторину «Виртуальное путешествие в Диснейленд». Для подростков – игру-фантазию «Путешествие в страну Журналию», комментированное чтение и обсуждение книг М. Зощенко, Д. Хармса и др. «Классная классика», эстетический час «Симфония красок русской природы», электронную презентацию «Показать весь мир в красоте» (М. Пришвин и его книги), видеовикторину «Литературный доктор». На занятии «Болящий дух врачует песнопенье...» пытаемся посредством стихов снять эмоциональное напряжение ребят: рассмешить, заставить за-думаться о жизни, поднять дух и внушить, что все беды преодолимы.

    Знания, полученные в процессе чтения, закреплялись творческими занятиями, проходившими в игровой форме: дети подбирали названия к прослушанному отрывку из литературного произведения, придумывали окончание сказки или истории, подбирали рифмы, иллюстрировали, участвовали в кукольных спектаклях.
    Ощущение «это я могу», «моё творчество интересно и значимо для других» повышало самооценку, самоуважение ребят, делало их более уверенными в своих силах. Положительные эмоции хорошо влияли на выздоровление, о чём свидетельствовали и медицинские работники, и педагоги, и родители.
    В детских больницах и поликлиниках были распространены информационные закладки серии «Читайте и будьте здоровы!», изданные специалистами библиотеки.

    А для педагогов, библиотекарей и родителей составлен рекомендательный список литературы «В помощь библиотерапевтам», где большое место отводится работам О. Кабачек, И. Тихомировой, Р. Трофимовой, Ю. Дрешер и др.

    Наш проект занял первое место в областном конкурсе «Библиотека года» в номинации «Инновационное обслуживание отдельных групп и категорий населения»; стал дипломантом VI Всероссийского конкурса для публичных библиотек «Современные тенденции в обслуживании читателей» (номинация «Интеграция муниципальных библиотек в социальную жизнь местного сообщества»). Он получил поддержку регионального отделения партии «Единая Россия», Управления экологии администрации г. Липецка, Липецкого регионального отделения Всероссийского общества охраны природы, меценатов, спонсоров.

    О проекте и его результатах в средствах массовой информации (местных и цент-ральных) за девять месяцев было размещено 26 материалов, в том числе в печати – 9, на радио – 5, на телевидении – 6, в электронных СМИ – 6. Кроме того, информацию можно было прочитать и на сайте Централизованной библиотечной системы

    В 2011 г. проект решено было продолжить в новом качестве. Он назывался «Школа здоровья, или Читайте на здоровье!» и стал победителем открытого конкурса «Новая роль библиотек в образовании». Благодаря гранту Фонда Михаила Прохорова (Благотворительный фонд культурных инициатив) в сумме 250 тыс. рублей проект удалось расширить, вовлечь в его реализацию все муниципальные библиотеки (27) и все городские поликлиники (27), которые, включившись в межсекторальное сотрудничество, в каждом районе (участке) образуют просветительские центры по пропаганде здорового образа жизни.

    При содействии Городского департамента здравоохранения в ЦГБ имени С.А. Есенина состоялось установочное совещание по организации межведомственного сотрудничества – библиотек и поликлиник – по формированию здорового образа жизни и укреплению психологического здоровья граждан, снижению деструктивных последствий стресса, противодействию вовлечению подростков в употребление психоактивных веществ, наркотических средств и табакокурение.

    Как автор пилотного проекта «Читайте и будьте здоровы!» я обобщила опыт работы липецких библиотек с учреждениями культуры и здравоохранения в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье». Сообщила о позитивных результатах, которые дают циклы мероприятий по профилактике асоциальных привычек в молодёжной среде («На пороге взрослой жизни»).

    Эти мероприятия были организованы в рамках городских целевых программ – «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками» и «Профилактика правонарушений среди молодёжи» (сказочные этюды и часы радостного общения в детских больницах, уроки здоровья, устные журналы, познавательные часы, встречи с врачами, систематически проводимые в 27 библиотеках города).
    Дети и взрослые, прослушавшие предложенную информацию, приходят к выводу, что быть здоровым модно и престижно, что секрет бодрости – в здоровом образе жизни.

    К сожалению, к такой важной работе не всегда привлекались другие учреждения района, в котором находится библиотека, и эффект её снижался.

    Поэтому департамент здравоохранения администрации г. Липецка обязал муниципальные поликлиники разработать планы совместной работы по укреплению здоровья липчан с учреждениями, находящимися на обслуживаемой территории.

    Сейчас при городских библиотеках созданы информационные центры, которые вместе с ближайшими поликлиниками являются координационными центрами межведомственного сотрудничества, куда стекается вся информация о культурно-просветительской работе партнёров разных ведомств по укреплению здоровья горожан.

    Библиотеки составили планы совместных мероприятий с учреждениями департаментов здравоохранения, образования, культуры, дошкольного образования, физкультуры и спорта, Управления экологии администрации г. Липецка. В них предусмотрена организация коллективной образовательной, информационно-творческой и досуговой деятельности для детей и подростков с родителями, сверстниками, педагогами, медработниками по пропаганде здорового образа жизни в муниципальных библиотеках города.

    Запланированы также ежемесячные выступления в библиотеках медицинских работников по актуальным вопросам профилактики заболеваний для разных групп пользователей (детей, юношества, старшего поколения); конкурсы творческих работ «Как чтение книг влияет на моё здоровье?»; выставки книг, периодики, электронных ресурсов; обсуждения произведений художественной литературы и читательские конференции; Круглые столы по проблемам наркомании, алкоголизма; акции по здоровьесбережению.
    Надо отметить, что главное здесь не сами акции – занятия, специально организованные силами библиотекарей, медицинских работников, педагогов, а участие в них детей и подростков, в том числе обязательное прочтение ими соответствующей литературы в процессе подготовки.

    Продолжительность каждого занятия – 30–45 минут.

    Первый этап – творческое представление прочитанного (обсуждение, дискуссия, презентация иллюстрации или отзыва о книге и др.).

    Второй этап – комментарии медицинского работника.

    Третий этап включает задание, способствующее обдумыванию прочитанного и услышанного, а также поиск дополнительной информации для углубления знаний.

    Всё это важно для самореализации ребёнка, расширения круга общения, приобретения опыта самостоятельной работы с информацией.


    В рамках проекта продолжена и работа выездных читальных залов в детских больницах № 1 и № 2.
    Мы решили вывести библиотерапию из разряда забытых и невостребованных методов лечения в число перспективных. И сейчас мы находимся в постоянном поиске новых направлений и технологий для практической реализации проекта. Субъектами его являются более 100 организаций и учреждений, а также сами дети, подростки и их родители.

    Модуль взаимодействия:

  • реализация совместных тематических образовательных программ по пропаганде здорового образа жизни;
  • демонстрация успехов детей (конкурсы, обмен опытом);
  • использование кадрового потенциала учреждений;
  • реализация возможностей различных учреждений для организации информационно-образовательного процесса;
  • привлечение дополнительного финансирования для оказания помощи в проведении мероприятий;
  • создание банка данных детей, подростков и их родителей, занятых в проекте, для дальнейшей совместной работы с другими группами;
  • повышение квалификации участников проекта, совершенствование деятельности управленческих кадров (творческие лаборатории, обмен опытом).

    «Работа игрового читального зала в Детской городской больнице №1 с проведением громких чтений, викторин, занимательных занятий по книгам положительно влияет на эмоциональное состояние ребёнка, формирует у него способность противостоять сложным жизненным ситуациям. Гуманистическая миссия ЦГДБ имени М.М. Пришвина оказывает позитивное целебное влияние на душу маленького пациента» (Л. Ковалёва, главный врач Детской городской больницы № 1).

    «Библиотерапевтические занятия специалистов ЦГДБ с детьми способствуют формированию у них положительных эмоций, а стало быть, их быстрейшему выздоровлению» (Н. Долгов, председатель Департамента здравоохранения администрации города Липецка).

    «Каждый вторник сотрудники Центральной городской детской библиотеки проводят в нашей больнице занятия с детьми. Этого дня ждут все пациенты – и самые маленькие, и старшеклассники. В детском восприятии добрые и мудрые персонажи – словно обереги. Библиотекари «зажигают» детишек, чтобы у каждого из них возникли эмоции радости и потребность в творчестве» (Д. Шашина, воспитатель Детской городской больницы № 2).

    «Недавно лежала со своим внуком Андреем в больнице, и нам посчастливилось поучаствовать в занятиях, которые проводили библиотекари. Какие же они профессионалы! Настолько увлекают детей книгами и играми, что ребятишки забывают о хворях. А это уже начало выздоровления» (В. Басинских, липчанка).

    «Будущее любой страны зависит от того, какими вырастут её дети. Поэтому главным направлением современной государственной политики является сбережение здоровья ребёнка. Библиотекам в этом деле отведена особая роль: с помощью книг и чтения помочь детям влечении "внутренних болезней", скрытых от глаз педагогов и родителей, преодолевать их психологические проблемы, избавить их от тревоги, страха, помочь приобрести друзей, сподвигнуть к собственному творчеству. К сожалению, возможности книги и чтения как терапевтического средства ещё очень мало осознаны нашим обществом. И потому трудно переоценить социальное значение библиотерапевтического проекта "Школа здоровья, или Читайте на здоровье!" Результат проекта – улыбки маленьких пациентов, получивших положительные эмоции от чтения соответствующей литературы в выездных читальных залах детских больниц, организованных специалистами библиотеки. Вовлечение детей и взрослых в заботу о своём здоровье. Что может быть важнее этого? Мы считаем наш пилотный проект перспективным и будем его развивать. Он является действенным вкладом в оздоровление юных липчан, в развитие у них интереса к книге, желания продолжить знакомство с полюбившимися авторами; формирование мышления, памяти, внимания, воображения; воспитание нравственно-эстетических качеств личности» (В. Якимович, депутат городского Совета).

    Галина Гурьева, 
    заведующая Липецкой центральной городской детской библиотекой 
    имени М.М. Пришвина



    // Библиополе. – 2012. – №9. – С. 23 – 29.

  •