Компас, указывающий на Восток
Юлия Гелашвили
Человек обладает уникальной магией растягивать минуты в часы, вмещать в своем воображении в одну конкретную точку пространства кварталы, города, целые страны из разных уголков мира.
Книга «Компас», за который Матиас Энар получил наивысшую литературную награду Франции, предлагает нам совершить путешествие во времени и пространстве, не покидая венской квартиры смертельно больного музыковеда Франца Риттера, который заново проживает всю свою жизнь между одиннадцатью часами вечера и семью утра в вихре воспоминаний-галлюцинаций, вызванных обезболивающими.
Бесконечная ретроспектива собственных впечатлений рассказчика, наложенная на впечатления европейцев, открывающих для себя Восток, путешествуя по его землям и по страницам его бессмертных книг. Память Франца Риттера сплетает в персидский шелковый ковер нити воспоминаний, строки восточных поэтов, мысли Томаса Манна и Ницше, ориентальные образы Курбе и Делакруа, ноты «Турецкого марша» Моцарта и «Джамиле» Жоржа Бизе.
Невозможно настолько сильно окунуться в многообразие жизни, прожить с пожилым профессором одну ночь его воспоминаний и не задуматься о собственной жизни. Конечно, у каждого из нас есть свой внутренний компас, настроенный не на север, а туда, куда нам нужно – куда протянуты нити наших интересов, желаний и самоидентификаций.
Компас Энара, как и компас, подаренный Францу молодой рыжеволосой женщиной Сарой, настроен на Восток, который убеждает нас попытаться не столько понять, сколько почувствовать этот далекий мир, осознать, как хрупка и беззащитна красота, которая достается нам в наследство от прошлых времен, и как беспощадно и бездумно мы распоряжаемся всем этим наследием.
Автор уделяет большое внимание к деталям и всем сторонам истории, которое ничуть не вредит органичности повествования. Даже о гостинице, в которой во время пребывания в Пальмире останавливаются герои, мы узнаем, кажется, все — от судьбы ее архитектора, тесно переплетающейся с музыкой, до полной шокирующих поворотов жизни ее бывшей хозяйки; от вида из номеров и очертаний бронзовых светильников до подмеченных рассказчиком капителей и барабанов античных колонн, приспособленных для садовых столов и скамеек. Портрет Пальмиры был бы не полным, не проведи нас автор бетонно-серыми современными кварталами города к стенам тюрьмы.
Эта книга настоящий кладезь интересных исторических фактов, событий и произведений, историй человеческих судеб, поэтому ее стоит читать с ручкой и листом бумаги, чтобы по сноскам и ссылкам непременно узнать побольше.