Юлия Гелашвили
Энн Пэтчетт это идеальное попадание в меня как в читателя, потому что в её текстах комфортно и интересно. В книге «Бельканто» разу все казалось несколько странным, потом чтение увлекло всерьез – оторваться было достаточно сложно.
Приём в доме вице-президента одной маленькой и бедной страны Латинской Америки. Приём в честь дня рождения крупного японского бизнесмена, господина Хосокавы, которого правительство этой страны страстно хотело бы заполучить в инвесторы, чтобы взбодрить экономику.
Именинник любит оперу и в частности известную оперную певицу Роксану Косс. И вот Роксана, польстившись на огромный гонорар, поёт на этом самом приёме. Вдруг гаснет свет, а когда зажигается, становится понятно, дом наводнили люди с оружием, участников приёма захватили в заложники. Их цель – президент страны. Но его по совершенной случайности там не оказалось. Террористы не знают, что делать. Они решают удерживать заложников и формулируют новые требования.
История, которая начинается с всеобщего ужаса перед лицом кажущейся неминуемой гибели, постепенно переходит в нечто совсем другое. В историю о красоте и искусстве. В историю о том, как между говорящими на разных языках незнакомыми людьми и даже между бандитами и их пленниками зарождаются взаимопонимание, дружба и любовь. Безграмотные юноши и девушки-террористы, попав в общество умных, талантливых, экстраординарных заложников, сами начинали расти. В итоге это сидение в доме вице-президента все стали воспринимать, как самые счастливые дни их жизни.
Для меня, это книга-эмоция, книга-история о жизни разных людей, дороги которых пересеклись одним роковым вечером, книга-раздумье о невозможных возможностях. На фоне всего этого только острее выглядит – не любовь, не музыка, а удивительное сочетание людей во времени: как еще могут полюбить друг друга оперная певица да кто угодно, кто не свяан с узыкой и не организовывает концерты? Как еще неграмотная террористка может оказаться в посудном буфете вместе с полиглотом и объяснить ему, что русский язык – не самое интересное, что бывает с людьми? Как еще вообще можно перестать управлять миром, и научиться великолепно гладить рубашки, и держать за руку величайшее сопрано мира?
Однако это Пэтчетт, с её манерой письма: с безграничным обволакивающим обаянием, вниманием к деталям, хлёсткой точностью формулировок. Ей не надо изворачиваться, чтоб шокировать читателя. Она отличный рассказчик, с превосходным чувством юмора. Она мастерски создаёт атмосферу, настроение в тексте. И вот ты, читатель, сначала смертельно боишься, скрючившись на жёстком полу под сквозняками, потом живёшь бок о бок с террористами и тут неожиданная резкая, как выстрел, концовка.
Почти что оскароносный финал напрочь, специально смазывается другим финалом, удивительно дурацким и удивительно нужным, потому что хорошие истории заканчиваются хорошо, плохие – плохо, а эта закончилась в Милане у фонтана, ну и чем вам не опера.