ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

ВНИМАНИЕ! Это архивная версия сайта! Сайт с актуальной информацией: liplib.ru

Централизованная
Библиотечная
Система

Анонсы

Театр «Квадрат Малевича»

Театр «Квадрат Малевича» (Центральная городская библиотека им. С. Есенина) ждет амбициозных, инициативных молодых людей! Занятия ведет актриса Липецкого академического театра драмы им. Л.Н. Толстого Фаустова Анжелика Дмитриевна.

Подробнее »



«Лошадью ходи, лошадью!»

В Центральной городской библиотеке имени С.А. Есенина после долгого перерыва возобновил работу шахматный клуб «Ход конём».

Подробнее »



Новости

  • В библиотеке «стрелялись», или как привить детям интерес к чтению? Подарки от поэта

    День поэта, который традиционно отмечается 3 марта, не прошёл без подарков. На полках каждой из 27 библиотек, входящих в Централизованную библиотечную систему Липецка, теперь появятся книги Николая Калтыгина.

    Читать дальше »

  • В библиотеке «стрелялись», или как привить детям интерес к чтению? Весенний подарок Артура Сальникова

    Первый день весны в Есенинке ознаменовался открытием выставки старейшего липецкого фотохудожника Артура Сальникова «Женщины моей мечты».

    Читать дальше »

  • Андрей Марков

     

    В Библиотечно-информационном центре имени Бартенева на улице Ленина в Липецке состоялась интеллектуальная дуэль «Детское чтение: приобщаем или руководим?». Общение в подобном формате проходит с прошлого года в рамках социального проекта территориальных инициатив «ЛипецкПолис: Меняем жизнь к лучшему!», инициатором которого стала Централизованная библиотечная система Липецка. Побывал на этой встрече и наш корреспондент.

    Секундантом «дуэли» выступила директор центра Татьяна Николаевна Двуреченская. А «стрелялись» между собой – учитель липецкой школы № 70, помощник депутата Юлия Сергеевна Пономарева и заместитель главного редактора газеты «Молодежный вестник» Евгений Дмитриевич Козлов. Экспертами выступили: депутат Липецкого городского Совета депутатов Иван Александрович Погорелов и кандидат филологических наук, доцент Липецкого государственного педагогического университета имени Семенова-Тян-Шанского Александр Степанович Кондратьев.

    Статистика показывает, что ситуация с детским чтением в нашей стране далеко не так хороша, как хотелось бы. Выросло целое поколение детей, которые не любят читать. В среднем по стране таких людей более десяти процентов. Но возможно, что эта цифра и выше. Каждый пятый школьник сегодня не любит читать.

    – Чтобы ответить на вопрос, что происходит сегодня с детским чтением, – говорит Юлия Сергеевна, – нужно прежде ответить на вопрос, а что происходит с детским сознанием? Как сегодняшние дети воспринимают те книги, которые читали мы, наши родители? Что сейчас эти книги значат для них? 

    Жизнь в нашей стране кардинально изменилась, изменилось и общество. Сюжеты книг должны быть живыми, небольшими, насыщенными информацией. В сегодняшних книгах практически нет философских измышлений, психологизма, все это отходит на второй план. Сегодня, например, Чичиков из «Мертвых душ» вовсе не является отрицательным героем. Он – предприниматель, человек, который из воздуха делает деньги. Современные дети воспринимают его как удачливого человека.

    Мы, учителя, которые руководят детским чтением, стараемся донести до подростков и обратную сторону характера того же Чичикова. Сегодня важно подобрать нужную литературу, которая бы соответствовала изменившемуся сознанию детей, чтобы она была созвучна новому времени и отражала вечные нравственные ценности.

    – Сейчас, к сожалению, книга потеряла свои позиции, – считает Евгений Дмитриевич. – За двадцать лет падение интереса к печатному слову приобрело массовый характер и стало очевидным для многих. Я думаю, что это объективный процесс, как бы мы не пытались его изменить. Все реформы, которые сегодня осуществляет Министерство образования Российской Федерации, приводят только к худшему. Грамотность молодого поколения снизилась.

    Появилось такое понятие, как функциональная безграмотность. Удивительно, но многие молодые люди не могут уловить смысл текста и изложить его. Я могу об  этом судить, поскольку некоторое время работал в школе и смог изучить этот вопрос довольно плотно. Но не читают не только дети, но и взрослые. За двадцать лет мы превратились из «самой читающей страны» в одну из самых не читающих. Эта проблема действительно существует, и не замечать ее уже нельзя.

    Секундант отметила, что второй проблемой, о которой стоит говорить, является вопрос, а что читают наши дети? Татьяна Николаевна привела отрывок из детской азбуки: «А – найдешь на остановке. Б – орешки все грызет. В – течет, течет из крана. Г – по озеру плывет. Буквой З раздвинь ЕДУ
    И узнаешь про ЕЗДУ». Еще она показала книгу о Красной Шапочке, в которой мать говорит ей такие слова: «Красная Шапочка, вот кусок пирога да бутылка вина, ступай, отнеси это бабушке; она больная и слабая, пускай поправляется».

    Есть в книжке и соответствующий рисунок. Увидели мы книгу Юрия Никитинского, который описывает истории из жизни «веселой, инициативной и энергичной учительницы Тамарочки Павловны». Героиня мечтает, что когда ее «достанут» дети, придет палач и всем им отрубит головы. Но когда ее мечта сбылась, она стала мечтать об обратном, поскольку ей стало жалко детей. Также Татьяна Николаевна показала нам книгу Мариам Петросян «Сказка о собаке, которая умела летать».

    Она отметила, что ранее читала книги этого автора, поэтому заинтересовалась ее новым произведением. Но после прочтения книги была, мягко говоря, удивлена. Собачка не только летала, но и делала, извините за выражение, кучки. Жители города, над которым она летала, подумали, что это «цветочный мед» и пекли из него пироги. Благодаря этой собаке в город приезжали туристы. Собака искала друзей, у нее были вполне благородные цели, но и повсеместно оставляла свои продукты жизнедеятельности. Как воспринимать подобное творчество?

    – К сожалению, – считает Юлия Сергеевна, – сегодня появляется больше именно таких произведений, чем хорошего творчества. Иногда такие книги входят даже в школьную программу. Например, в одном из изданий учебников по литературе для восьмого класса, были опубликованы главы из произведения, не имеющего автора, которое называлось «Синяя трава: дневник пятнадцатилетней наркоманки». В классе прочитали это произведение все, и готовы к уроку, что удивительно, были все ребята.

    В учебнике были представлены только конкретные смысловые главы, рассказывающие о девочке, которая встала не на тот путь. Сюжет рассказа разворачивается в семидесятых годах прошлого века. В жизни главной героини произошли трагические ситуации, толкнувшие ее на употребление наркотиков. Произведение – это дневник девушки, в котором она описывала свои внутренние глубинные переживания и ситуации, постепенно заводящие ее в жизненный тупик.

    Дневник это был своеобразный крик о помощи, просьба и мольба обществу обратить внимание на ее потерянную душу. Но, как это часто бывает, люди оставались глухими к призывам страждущей души, и девушка начала искать выход из положения в наркотиках. В них она и нашла ту иллюзию счастья, которую искала. Рядом с девушкой не оказалось в нужный момент людей, готовых ее поддержать и раскрыть глаза на правду. В итоге она добровольно ушла из жизни.

    Сюжет интересный, поучительный. Того, что было в учебнике, было достаточно, чтобы провести своеобразный анализ, говорить об этой трагедии, делать даже классные часы и проводить беседы с ребятами. Но в учебнике были только выдержки из произведения, которые заинтересовали читателя. Через какое-то время мне позвонила одна из мам, и очень эмоционально высказалась по поводу содержания этой книги.

    Скажу честно, что я не читала это произведение, но поняла, что оно ничему хорошему не научит наших детей. Кстати говоря, в следующем издании учебника по литературе этого произведения уже не было. Видимо, не одна эта родительница прочитала данное произведение полностью, и было в нем что-то такое, от чего его убрали из школьной программы..

    – То, о чем мы сейчас говорим, – полагает Евгений Дмитриевич, – это не литература, а окололитературный шлак. Тот факт, что такие в кавычках произведения появляются в школьной программе, еще раз говорит о том, насколько художественное слово девальвировано сегодня. Что касается тем, которые позволительны или непозволительны для ребенка, то я считаю, что таких тем не существует.

    Единственным критерием литературного произведения является его художественная ценность. Допустим, возьмем запрещенную для детей тему – пропаганда межнациональной розни. Слава Богу, книги, подобные «Майн Кампф», найти сегодня сложно. Конечно, вряд ли дети будут это читать, но проблема все-таки есть. Но как быть, предположим, с дневником Федора Михайловича Достоевского, где он рассуждает о польском панстве? А как быть с «немецкой» позицией Гоголя? Под определенным углом зрения это можно рассматривать как шовинизм. Получается, мы должны запретить русскую классику?

    Темы, о которых мы боимся говорить, все равно заинтересуют подростка. Если это произойдет, он все равно найдет ответы на свои вопросы. Сегодня для этого не нужны книги, достаточно иметь доступ в Интернет. Большинство, кстати, так и делают. Я думаю, что запрещать ничего нельзя, а надо говорить об этом с детьми, рассказывать им, «что такое хорошо и что такое плохо». У нас, порой, запреты доходят до смешного. Например, сегодня действует ограничение на показ мультфильма «Ну, погоди!». Если мы начнем что-то запрещать, то скоро окажемся в литературном вакууме и это неправильно.

    – Так все-таки нужно руководить детским чтением или нет?

    – Нужно разговаривать с детьми, показывать недостатки и достоинства литературного произведения. Предлагать какие-то альтернативные варианты. Однако запрещать ничего нельзя. Покажите ребенку, что это не литература, докажите, что это суррогат, отвратите его от этого, и тогда результат будет. Но еще хотелось бы сказать несколько слов о классической литературе. Ее мы должны популяризировать, преподавать, но с каждым годом делать это все сложнее.

    Некоторые произведения мы уже читаем с энтомологическим словарем, и ситуация продолжает усугубляться. Время меняется и течет вперед. Я полагаю, что «Евгений Онегин» – это великое произведение, но не та книга, с помощью которой можно привить ребенку интерес к литературе. Нужно что-то менять, искать новые какие-то произведения. Сохранить интерес к русской классике, несомненно, нужно, но надо это делать как-то иначе.

    – Я полагаю, что жесткого запрета в выборе той или иной литературы быть не должно, –  считает Юлия Сергеевна. – Нужно прививать ребенку вкус, приобщать его к литературе, настраивать на нужный лад. Перед тем, как дать книгу ребенку, родители должны сами ее прочитать. Одна мама как-то сказала мне, что ее ребенок читает. Я спросила, а что он читает? Она начала рассказывать об обложке, об иллюстрациях, но не о содержании произведения. А потом выяснилось, что ее сын читает сагу Джорджа Мартина «Песнь Льда и Пламени». В этом произведении практически везде есть сцены пьянства, разврата и насилия.

    Так что отстраняться от выбора книг ребенком родителям и педагогам нельзя. В школе у нас проходят занятия, где ребята сами рекламируют те или иные книги. Они устраивают презентации, рассказывают о тех произведениях, которые им понравились. Советую не я, а их сверстники. Я обучаю школьников из шестого и десятого классов и хочу пригласить на подобную встречу старшеклассников, где мы тоже будем обсуждать книги.

    Полагаю, что приобщать детей к чтению должны не только школа, библиотека, но и родители. Поэтому подобная работа должна проводиться в школе и с родителями тоже. Нужно советовать им, что читать, возможно, они смогут читать какое-либо произведение вместе со своими детьми. Так мы сможем привить интерес к чтению и когда-нибудь вновь станем «самой читающей страной в мире».