Юлия Гелашвили
Книга голландского историка Шенга Схейена «Сергей Дягилев. «Русские сезоны» навсегда» – самая полная на сегодняшний день биография Сергея Дягилева (1872 – 1929).
Одно из самых блестящих биографических произведений мною прочитанных. О выдающемся импресарио, создателе и руководителе труппы «Русский балет» Сергее Павловиче Дягилеве и «Русских сезонах» написано немало.
Дягилев мечтал стать певцом, композитором, художественным критиком, но взялся сочинять куда более таинственное и глобальное произведение – образ будущего искусства.
До прочтения этой книги мне было мало что известно о творческих исканиях, потрясающих преодолениях и свершениях Дягилева в последние 10 – 15 лет его жизни.
Извечно описываемые балеты «Жар Птица», «Петрушка», «Послеполуденный отдых фавна», «Видение Розы» и «Весна священная» составляют незначительную часть в перечне балетных и оперных постановок, осуществлённых Дягилевым совместно с его друзьями и соратниками – талантливейшими композиторами, художниками, хореографами и танцовщиками начала двадцатого века.
Мы почти ничего не знаем о балете на музыку С.С. Прокофьева «Блудный сын». Поставлен он в 1929 году в Париже в хореографии Баланчина и до сих пор идет по всему миру. В России премьера Мариинском театре состоялась в 2001 году, в настоящее время спектакль в репертуаре театра присутствует.
Но это я так, к примеру, потому что суть моего впечатления от книги не только в этом. Шенг Схейну удалось воссоздать значительную по творческому масштабу, противоречивую по эстетической природе и совершенно невероятную по харизме, абсолютно русскую личность.
Диковинная способность извлекать из духа времени формы, в которых этот дух в самом наглядном и убедительном виде может быть представленным современникам. Не менее диковинные талант и энтузиазм материализации этих форм на сцене. И все это на фоне и внутри трагедии личности и судьбы.
Перед читателем предстает живой, бесконечно талантливый, ни на кого другого не похожий человек, обожаемый и проклинаемый самыми близкими друзьями. Несмотря на перманентные творческие конфликты практически со всеми соратниками – действительными авторами постановок, конфликтами «до полной гибели, всерьез», почти никто из них не смог бесповоротно покинуть Дягилева. Ушел А.Н. Бенуа, но до самой смерти Сергея Павловича в глубине души лелеял надежду быть призванным снова. Вне сферы влияния Дягилева сумела остаться А.П. Павлова.
Книга написана строго, с полным набором ссылок на свидетельства современников. При этом текст нельзя назвать сухим, ощущается интерес автора к личности С.П. Дягилева. Интерес такого свойства, когда происходит переплетение судеб, не совпадающих ни во времени, ни в пространстве.
Биография Дягилева похожа на экстравагантный авантюрный роман, хотя все в ней – правда. Со множеством цитат из писем и воспоминаний современников. С большим количеством иллюстраций и эскизов.