ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

ВНИМАНИЕ! Это архивная версия сайта! Сайт с актуальной информацией: liplib.ru

Централизованная
Библиотечная
Система

Анонсы

Театр «Квадрат Малевича»

Театр «Квадрат Малевича» (Центральная городская библиотека им. С. Есенина) ждет амбициозных, инициативных молодых людей! Занятия ведет актриса Липецкого академического театра драмы им. Л.Н. Толстого Фаустова Анжелика Дмитриевна.

Подробнее »



«Лошадью ходи, лошадью!»

В Центральной городской библиотеке имени С.А. Есенина после долгого перерыва возобновил работу шахматный клуб «Ход конём».

Подробнее »



Новости

  • Любимое дело Подарки от поэта

    День поэта, который традиционно отмечается 3 марта, не прошёл без подарков. На полках каждой из 27 библиотек, входящих в Централизованную библиотечную систему Липецка, теперь появятся книги Николая Калтыгина.

    Читать дальше »

  • Любимое дело Весенний подарок Артура Сальникова

    Первый день весны в Есенинке ознаменовался открытием выставки старейшего липецкого фотохудожника Артура Сальникова «Женщины моей мечты».

    Читать дальше »

  • Любимое дело

    Выбор профессии - один из ответственных моментов, определяющих весь дальнейший путь каждого из нас. Вопрос "Кем быть?" - сложный и серьезный. Очень важно найти себе такую профессию, которая бы приносила радость и удовлетворение от полученного результата, а также возможность максимально раскрыть свои способности и достаточно зарабатывать. А чтобы сделать правильный выбор, необходимо иметь представление о многообразии профессии.

    Поэтому трудно переоценить важность профессионального просвещения для подростков. Ведь именно от них в ближайшем будущем мы ждем решений различного рода проблем в самых разных областях нашей жизни: социальной, политической, экономической. С появлением новых источников энергии, новых технологий производства, новой медицины кое-кому из ребят предстоит принять самое деятельное и профессиональное решение проблем, связанных с этими инновациями! Даже наши старинные профессии, такие, как учитель, врач, строитель, требуют сегодня нового стиля мышления.

    Главная цель нашей работы - выявить склонности и способности учащихся. И с учетом этого развить интерес и помочь самоутвердиться в будущей профессии, где действует логическая схема: хочу - могу - надо.

    При проведении профориентации используем различные методы: наблюдение, анкетирование, тестирование. Психологические тесты: куда пойти учиться; определение профессиональных склонностей, оценка способности к саморазвитию, самообразованию, оценка возможностей сделать карьеру - помогают подросткам разобраться со своими интересами к тем или иным профессиям, заставляют задуматься, а иногда и больше узнать о той или иной профессии. Главное внимание в работе с младшими школьниками направляете» на воспитание интереса к труду, потребности самому трудиться, уважение к людям труда. Пропаганда книг о людях разных профессий среди малышей не имеет ярко выраженного профориентационного характера. Оформляем книжные выставки «Профессии любимых литературных героев». «О профессиях мам и пап», выставки рисунков «Благословено то святое чудо, что люди называют ХЛЕБ», «Кем быть?.». Проводим беседы: «Хлеб да со"ь». «Доброе слово о чае», «Кто делаем мороженое».. В работе активно используем книги из серии «Малыш выбирает профессию» Г. П. Шалаевой - «Хочу стать писателем», «Хочу стать дизайнером», «Хочу стать поэтом».

    У 5-6-классников пробуждаем интерес к художественно-познавательной литературе, расширяем их знания о мире профессий.

    В основном, активно работаем по профориентации с учащимися 7-8 классов. В этот период у школьников начинает активизироваться процесс профессионального самоопределения, проявляется личностный смысл выбора профессии, приобретается опыт соответствия общественно-полезных целей той или иной профессии своим идеалам.

    Профориентация считается эффективной только в том случае, если ведется постоянно. Формы ее разнообразны.

    Наиболее распространена выставочная реклама информационных ресурсов. Организуются циклы выставок «Календарь профессий» (к Международному дню театра (27.03), ко Дню пограничника (28.05), ко Дню библиотек (27.05), на которых размещается литература разных видов: художественная, справочная, периодичная. Как сделать первых шаг в будущее, как выбрать дело по плечу, как стать хозяином своей судьбы, завоевать право на творчество и прославить профессию новыми открытиями - ответы на эти вопросы можно найти в представляемых на выставках информационных ресурсах. Выставки знакомят старшеклассников и с модными, новыми профессиями. Профориентационная работа библиотеки не может осуществляться без хорошего библиографического обеспечения. Постоянно пополняющийся фонд библиотеки выделен как отдельный тематический раздел (уголок профориентации). Здесь оформляются выставки-советы, находится картотека «Калейдоскоп профессий», в которой отражен материал по разделам: сделать свой выбор, такие разные профессии, новые профессии, народные умельцы и т.д.

    Воспитать уважение к труду, познакомить с проблемами, которые волнуют человека труда, в большей степени способна художественная литература. Мы не забываем рекламировать книги о профессиях талантливых писателей, проверенных временем: Б. Житкова, Р. Погодин, А. Рыбакова, Н. Дубова, Ю. Германа, Ч. Айтматова, А. Кузнецовой...

    Особое место в подготовке к труду занимает авторская серия В. Воскобойникова «Жизнь замечательных детей», которая представляет уникальное собрание биографий самых известных людей Земли. Рассказывает школьникам о том, какими мальчиками и девочками были великие люди планеты: Н. Ньютон, Ж. Эдисон, Г. Форд, М. Цветаева, А. Воронихин и многие другие будущие гении. Учились плохо, но одно их роднило - любознательность и трудолюбие. Ведь успешными становятся только те, у кого с детства появляется неутолимое любопытство к какому-либо делу. Так, говоря о профессии архитектора, вспоминаем А. Воронихина, который в детстве рисовал на всем, что попадалось под руку. Здесь же используем научно-популярную литературу из серии «Великие и русские» - «Русские архитекторы». Книги помогают понять роль самовоспитания в жизни человека. После их прочтения проводим спор-часы «Какая профессия наилучшая?» В нашей библиотеке стало традицией проводить встречи с представителями самых разных профессий, людьми, обладающими богатым жизненным и профессиональным опытом «Моя профессия - любимое дело». Дизайнер, радиоведущий, врач-стоматолог, актриса, адвокат, телеоператор, военнослужащий, милиционер, кондитер... Все встречи одинаково интересны для ребят. Так, из беседы с заведующей аптекой Карповой Е.И. узнали о профессии аптечного работника - провизора. Эта профессия имеет множество специальностей: провизор-аналитик, клинический провизор, провизор-консультант, менеджер-провизор, провизор-технолог, фармацевт. В ходе встречи ребята задали много вопросов: «Что нужно знать провизору для эффективной работы?», «Ваше отношение к современной медицине?», «Что лучше интересная работа или большие деньги?», «Где, в каких учебных заведениях можно получить профессию провизор?»

    Встречи заставляют школьников размышлять «А что дальше?», «Кем быть?». Опыт «примеривания» в подростковом возрасте приобретает решающее значение для развития навыков в выборе профессии и путях ее получения. И чем раньше школьник начнет активно «примерять» на себе различные профессии, тем больше шансов сделать обоснованный выбор.

    Живой интерес вызывают вечера защиты профессии, которые требуют тщательной подготовки. Готовим примерный план. Оформляются классные выставки, проводятся обзоры и беседы, ребятам предлагается различная литература, периодика, электронные ресурсы. Участники вечера обычно характеризуют 3 профессии, соревнуясь в полноте знаний и каких-то конкретных умений. На «защиту» приглашаем специалистов, имеющих непосредственное отношение к защищаемым профессиям. Одним из перспективных методов в профориентационной работе детской библиотеки является, на наш взгляд, игра. Среди игр, которые особенно сильно влияют на духовное, нравственное развитие личности, следует выделить ролевые игры. Например, игра «Лабиринт», где активизация и диагностика профессионального самоопределения осуществляется в игровой деятельности с включением в нее информации - библиографического поиска. В процессе игры учащиеся проходят условный лабиринт, представляющий собой выставку-просмотр «От мечты к действию». Выбрать профессию по душе, найти информацию о ней - означает найти выход из лабиринта.

    Профориентационная игра «Люди. Книги. Профессии» знакомит пользователей с профессиями «Авторы», «Продавцы и товароведы» «Книжных магазинов».

    Поскольку резко вырос спрос на высококвалифицированных рабочих, ориентируем ребят на рабочие профессии. В последние годы пользуются большим спросом изделия, изготовленные «вручную». В рамках краеведческого медиалектория активно пропагандируем народные промыслы. Каким бы древним не было народное ремесло, оно никогда не исчезнет и будет неиссякаемым родником из подземных глубин времен, что бы вновь удивлять, завораживать и восхищать неповторимой красотой рукотворного чуда.

    О Елецких кружевницах, работавших на частной фабрике Протасовых и в имении князей Курагиных, упоминается в 18 веке. Все они охотно учились друг у друга, постигали секреты полюбившего ремесла, требующего не только усидчивости и внимания, но и божьего дара. Мастерицы передают реальные формы цветов, листьев, плодов, используют и геометрические фрагменты, изображения птиц, бабочек и символа Ельца - оленя. Они украшают скатерти и шторы, воротнички, шарфы и блузы, панно. Тонкость, обилие сквозных элементов, изысканность делают кружево уникальным. Кружево определяет неповторимость изделий и является основой для раскрытия творчества индивидуальных мастеров. Крупнейшим центром производства гончарной посуды и глиняной игрушки было село Романово Липецкой области.

    Во второй половине XIX века многие мастера уже не делали посуду, а занимались только игрушкой. Однако интерес к промыслу стал угасать в 30-е годы XX века. И лишь один человек не бросил любимое занятие - Иван Федорович Гунькин - потомственный гончар, народный мастер. Его игрушки традиционны и многогранны по сюжетам, начиная с мелких птиц-свистулек и заканчивая многофигурными композициями. Участникам лектория мы показываем игрушечных гуся, утку, корову, медведя... И. Ф. Гунькин передавал свое умение ученикам. Так, благодаря его урокам, народный мастер В. В. Маркин всерьез увлекся этим искусством, его историей. Игрушка менялась не только на потеху детям, но имела магический смысл.

    Признание старых мастеров бережно сохраняется. Образы народных умельцев хранятся сегодня в самых крупных музеях нашей страны и за ее пределами, с большим успехом демонстрируются на разных выставках, ярмарках, фестивалях.

    «Всякая профессия сложна и интересна по-своему. Если человек нашел свое призвание, труд становится для него радостью» (космонавт Г. С. Титов). Мы надеемся, что наша работа поможет подросткам сделать правильный выбор, разобраться в своих интересах и способностях, обрести радость призвания.


    Кривцова Елена Александровна,
    главный библиотекарь Центральной городской детской библиотеки имени М.М. Пришвина МУ «ЦБС» г. Липецка


    // Новая библиотека. – 2011. - № 7 (151). – С. 27 – 31