ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

ВНИМАНИЕ! Это архивная версия сайта! Сайт с актуальной информацией: liplib.ru

Централизованная
Библиотечная
Система

Анонсы

Театр «Квадрат Малевича»

Театр «Квадрат Малевича» (Центральная городская библиотека им. С. Есенина) ждет амбициозных, инициативных молодых людей! Занятия ведет актриса Липецкого академического театра драмы им. Л.Н. Толстого Фаустова Анжелика Дмитриевна.

Подробнее »



«Лошадью ходи, лошадью!»

В Центральной городской библиотеке имени С.А. Есенина после долгого перерыва возобновил работу шахматный клуб «Ход конём».

Подробнее »



Новости

  • Читать – если интересно! Говорить – если хочется! Подарки от поэта

    День поэта, который традиционно отмечается 3 марта, не прошёл без подарков. На полках каждой из 27 библиотек, входящих в Централизованную библиотечную систему Липецка, теперь появятся книги Николая Калтыгина.

    Читать дальше »

  • Читать – если интересно! Говорить – если хочется! Весенний подарок Артура Сальникова

    Первый день весны в Есенинке ознаменовался открытием выставки старейшего липецкого фотохудожника Артура Сальникова «Женщины моей мечты».

    Читать дальше »

  • Читать – если интересно! Говорить – если хочется!

    Библиотеки стараются соответствовать времени, но проблема привлечения детей к чтению остаётся. Решить её можно лишь с помощью скоординированных действий, направленных в том числе и на дальнейшее совершенствование работы с библиотечными фондами. Исследование, проведённое в Централизованной библиотечной системе г. Липецка, показало, что библиотечными фондами пользуются до 70% детей и подростков в возрасте от 2 до 15 лет. Для 30% из них библиотека – единственный источник получения книги. У многих есть домашние книжные собрания, но они не могут конкурировать с муниципальными библиотечными, которые формировались десятилетиями. Ни одно домашнее собрание не в состоянии обеспечить такой разносторонний круг чтения, широкий выбор авторов, типов и видов изданий, как библиотека.

    Фонд Центральной городской детской библиотеки им. М.М. Пришвина в настоящее время можно охарактеризовать как модель книжной культуры детства. Думать о модернизации библиотечного пространства, позволившего бы сделать фонды максимально доступными для детей, нас заставила жизнь. Мы решили создать открытое библиотечное пространство, в котором фонды абонемента и читального зала будут объединены в единое целое; расставить стеллажи и книги так, чтобы было комфортно ребёнку. Сотрудники придумали уютные уголки отдыха среди книг. Чтобы дети могли легко ориентироваться в фонде, использовали объёмные разделители и заголовки, предметный ряд – словом всё, что иллюстрирует содержание разделов фонда.

    Библиотекари дали детям свободу для самовыражения, разрешили им передвигаться по помещению, разговаривать, делиться впечатлениями. Чи-тать – если интересно. Говорить – если хочется. Иллюстрировать, инсценировать – если просит душа. Таким образом появился проект «Неформальная библиотека».

    Организация фонда, справочно-поисковый аппарат, не только консультации по поиску, но и разъяснение информации – всё направлено на то, чтобы читатели с детства овладевали навыками грамотной работы с книгой.

    У входа в библиотеку располагается стенд «Наш имидж». С порога любой посетитель может узнать, какова структура библиотеки, какие клубы и кружки здесь работают; что есть в плане работы на текущий месяц, что пишут о нас в прессе, о достижениях ЦГДБ – победителе многих конкурсов и многое другое. Стенд венчает жёлто-зелёный логотип библиотеки с портретом М.М. Пришвина. Жёлто-зелёный цвет – бренд нашей организации. Он используется во всех отделах библиотеки и создаёт её неповторимый стиль.

    Зал «Детство» начинается с Красной улицы в белых горошинах. На ней живут сказки всего мира. На противоположной стороне – книги для самых маленьких. Здесь же представлена современная литература. Бута-форские рекламные книжки-ориентиры «Что ни книга, то классика», «Вам, девчонки и мальчишки, приключенческие книжки!», «В добрый путь за знаниями!», «В гости к зарубежным писателям» помогают детям найти интересующую их литературу.

    Информационные ресурсы Пришвинского зала востребованы детьми и подростками, родителями и педагогами. Здесь собраны не только книги писателя и литература о нём, но и более 30 электронных презентаций (исследовательские работы участников ежегодно организуемых ЦГДБ научно-практических конференций «Мы живём на Пришвинской земле»). Материалы систематизированы по папкам: «М.М. Пришвин: известный и неизвестный (жизнь и творчество)», «Галерея (портреты)», «Иллюстрации пришвинских книг читателями», «Отзывы о прочитанных пришвинских книгах», «Цитаты» (М.М. Пришвин и о нём), «Методико-библиогра- фические материалы серии «Читаем М.М. Пришвина», «Сценарии» (ЦГДБ и российских коллег), «Музеи и памятные места М.М. Пришвина».

    В 2010 г. (Год Франции в России) зал пополнился новой экспозицией «Пришвинские места на карте Франции» и диском с работами французского фотохудожника Жоржа Азра (с автографом автора). Фотовыставка пришвинских мероприятий, рисунки, поделки, отзывы о прочитанных книгах, созданные читателями, способствуют творческой активности детей. Ведётся карточная и электронная картотека «Заповедная страна Михаила Пришвина».

    В отделе «Подросток» два зала – художественной и познавательной литературы. В зале художественной литературы представлены русские и зарубежные издания, а также книжные новинки. Кроме того, здесь выделены тематические территории: краеведческой литературы, сказок, книг серий «Заветная мечта», «Любимые книги для девочек», «Замок чудес», «Современная фантастика и фэнтези». В зале познавательной литературы – справочная и краеведческая литература. Привлекает внимание территория «А нас вы читали?», где собраны книги из серии «Я познаю мир». Благодаря оригинально оформленным тематическим раз-делителям здесь можно легко отыскать нужное издание. Рядом территория «Пресса на все интересы», которую дополняет досье газетно-журнальных статей, пользующихся постоянным спросом юных читателей.

    В компьютерном зале – безлимитный Интернет, электронный каталог, базы данных: библиографическая – «Краеведение – детям»; полнотекстовая – «Липецк и Липецкий край». В распоряжении ребят около 1000 экземпляров аудио- и видеопродукции. Создан иллюстрированный каталог CD- и DVD- дисков. Он удобен для пользования, так как систематизирован по ББК, и каждая запись снабжена видеорядом и под-робной аннотацией. В зале работает компьютерный клуб «Аська».

    Холл библиотеки многофункционален. Во-первых – это зал библиографической информации с каталогами, картотеками. Настенные плакаты поясняют, как пользоваться справочно-библиографическим аппаратом (СБА). А у игрового столика с табличкой «Каталоги и картотеки – это просто. Они помогут вам ответить на все вопросы» разво-рачиваются самые настоящие библиографические баталии. На столике ле-жат конверты с вопросами по разной тематике, ответить на которые можно, пользуясь СБА. За правильные ответы начисляются бонусы.

    Во-вторых, холл – это художественная галерея, где экспонируются рисунки, поделки, коллекции значков, марок и др.

    Наша библиотека располагает большим фондом профессиональных журналов (начиная с 1986 г.), методико- библиографической литературы, фотоальбомами, пресс-материалами по истории ЦГДБ им. М.М. Пришвина. Весь фонд отражён в методической картотеке.

    В библиотеке собираются специалисты из различных областей, задумываются и рождаются новые проекты, в том числе касающиеся формирования и организации оптимального фонда. Ярким примером такого профессионального общения стал проведённый на базе ЦГДБ круглый стол «Библиотечные фонды для детей сегодня: взгляд родителей, писателей, библиотекарей» с участием родителей, педагогов, психологов, библиотекарей, профессора Липецкого государственного технического университета, писателя Владимира Коршикова, академика Петровской академии культуры и искусств. Участники отметили, что вопросы изучения, формирования и организации библиотечных фондов являются важнейшим направлением просветительской деятельности специалистов, работающих с детьми. Правильно сформированные фонды могут способствовать улучшению качества жизни юных читателей, их нравственного и физического здоровья. Но дальнейшее совершенствова-ние библиотечных фондов требует скоординированных действий. Необ-ходимо:

    • исследовать опыт библиотек, работающих с детьми и подростками;
    • проводить регулярные исследования в области детского чтения;
    • способствовать реализации основных направлений работы детской библиотеки:
      • представление её как среды для общения;
      • формирование информационной, библиотечно-библиографической культуры читателей;
      • создание пособий рекомендательной библиографии для юных читателей, родителей, учителей;
    • обеспечивать формирование разностороннего круга чтения с учётом возрастных и индивидуальных особенностей читателей;
    • уделять внимание формированию документов краеведческой тематики, классической зарубежной и отечественной литературы;
    • расширять пространство библиотеки, делая его доступным для нечитаюших детей, в том числе с использованием возможностей электронной среды;
    • объединять усилия библиотекарей, родителей, педагогов, психологов, писателей, издателей.

    Исходя из современных реалий общественного развития, нашу миссию мы видим в том, чтобы понимать новые задачи, искать новые возможности, намечать приоритетные группы библиотечного обслуживания, адресно распоряжаться ресурсами, которыми располагает библиотека XXI в.

    Галина Гурьева,
    заведующая Центральной городской детской библиотекой имени
    М.М. Пришвина г. Липецка, заслуженный работник культуры России
    // Современная библиотека. – 2012. – № 3 (23). – С.84–87.