ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

ВНИМАНИЕ! Это архивная версия сайта! Сайт с актуальной информацией: liplib.ru

Централизованная
Библиотечная
Система

Анонсы

Театр «Квадрат Малевича»

Театр «Квадрат Малевича» (Центральная городская библиотека им. С. Есенина) ждет амбициозных, инициативных молодых людей! Занятия ведет актриса Липецкого академического театра драмы им. Л.Н. Толстого Фаустова Анжелика Дмитриевна.

Подробнее »



«Лошадью ходи, лошадью!»

В Центральной городской библиотеке имени С.А. Есенина после долгого перерыва возобновил работу шахматный клуб «Ход конём».

Подробнее »



Новости

  • Мемориальная экспозиция, посвященная П. И. Бартеневу Подарки от поэта

    День поэта, который традиционно отмечается 3 марта, не прошёл без подарков. На полках каждой из 27 библиотек, входящих в Централизованную библиотечную систему Липецка, теперь появятся книги Николая Калтыгина.

    Читать дальше »

  • Мемориальная экспозиция, посвященная П. И. Бартеневу Весенний подарок Артура Сальникова

    Первый день весны в Есенинке ознаменовался открытием выставки старейшего липецкого фотохудожника Артура Сальникова «Женщины моей мечты».

    Читать дальше »

  • Мемориальная экспозиция, посвященная П. И. Бартеневу

    Первая в России мемориальная экспозиция, посвящённая Петру Ивановичу Бартеневу (1.10 1829 г. – 22.10 1912 г.) – известному историку и пушкинисту, располагается в Библиотечно-информационном центре его имени на улице Ленина (бывшей Дворянской), д. 31-А. Открылась она 23 января 2013 года.

    Имя Петра Ивановича упоминается практически во всех энциклопедических изданиях, что свидетельствует о его значительности. Бартенев своим трудом создал эпоху в русской историографии.

    Для липчан он, в первую очередь, земляк. Ведь родился Петр Иванович Бартенев 1 (13) октября 1829 года в селе Королевщина Липецкого уезда, неподалеку от нынешнего города Грязи. С наступлением холодов Бартеневы переезжали из деревни в Липецк, на улицу Дворянскую, переименованную в советские времена в улицу Ленина. Невозможно точно указать, где стоял их дом. Но документально подтверждено, что семья входила в состав прихода Христорождественского собора. Места, где прошло детство – родная усадьба, живописный Липецк – до конца жизни тепло и по-доброму вспоминались Петром Ивановичем Бартеневым.

    Библиотекарям он близок как выдающийся представитель профессионального сообщества – библиограф, заведующий (с 1859 г.) знаменитой публичной Чертковской библиотекой в Москве. Петр Иванович управлял Чертковской библиотекой полтора десятка лет, по 1873 год, приведя ее в образцовый порядок. Это книжное собрание впоследствии стало основой Российской государственной библиотеки.

    Филологи и литературоведы, а также все почитатели русской литературы знают Бартенева как одного из основоположников пушкиноведения и последнего хранителя устной традиции о Пушкине.

    Еще будучи студентом Московского университета, Бартенев стал собирать материалы об Александре Сергеевиче Пушкине, поэзию которого любил и ценил с детства. Трудно назвать другой пример столь беззаветного служения благородной цели сохранения в памяти поколений достоверных свидетельств о великом человеке, служения с юных лет и до конца жизни.

    Фактически Бартенева можно по праву считать первым биографом Пушкина. Его собирательская и публикаторская деятельность началась тогда, когда имя Пушкина в широких кругах русского общества еще не звучало так громко, а многие обстоятельства его жизни и вовсе были малоизвестны. Заслуга Бартенева в том, что он одним из первых стал записывать рассказы о Пушкине людей, знавших его лично, его друзей. Благодаря его кропотливому труду и изысканиям были найдены и дошли до нас многие пушкинские документы, письма и воспоминания. Со стороны Бартенева тут нужна была определенная смелость, потому что в правительственных сферах любая популяризация поэта тогда вызывала неодобрение.

    Впрочем, этим его вклад в литературу не ограничивался. Хранитель многих семейных и государственных тайн, Бартенев поражал современников глубочайшей эрудицией и феноменальной памятью, его сведения отличались точностью и глубиной мысли. Поэтому к помощи Петра Ивановича прибегали многие литераторы того времени. В. А. Жуковский, И. С. Тургенев, Ф. И. Тютчев, П. А. Плетнев были для него добрыми знакомыми. Тесно сотрудничавший с историком Валерий Яковлевич Брюсов писал: «С начала 40-х годов Бартенев постоянно вращался в кругах писателей и ученых, знавал и близко знал едва ли не всех выдающихся деятелей России как литературных, так и политических». Человек «видный», он бывал при дворе, «беседовал с царями» и с министрами, считался своим в кругу славянофилов, спорил с Львом Николаевичем Толстым. О Толстом он отзывался как равный о равном, рассказывал, как поучал его во время работы над «Войной и миром». Петр Иванович был историческим консультантом, редактором и корректором первого издания великого произведения Льва Толстого «Война и мир». В том, что роман не подвергся цензурному вмешательству, есть прямая заслуга Бартенева.

    Сотрудники архивов уважают Петра Ивановича как выдающегося архивиста. После окончания университета в 1853 году Бартенев поступил на службу в московский архив Министерства иностранных дел, где прошел серьезную школу обращения с историческими документами. Сам он любил повторять: «Если хочешь знать историю, всегда лучше обращаться к первоисточнику». Среди русских архивистов XIX века Петр Бартенев выделялся одной особенностью: он уделял большое внимание не только письменным источникам, актам, документам, рукописям разных времен, но и устным рассказам, воспоминаниям современников, которые, не жалея времени, сам и записывал, превращал в письменные источники, публиковал на страницах журналов. И старался, чтобы эти воспоминания не утрачивали яркости живого слова, хранили аромат своего времени.

    Для специалистов средств массовой информации Петр Иванович – «Нестор русской исторической журналистики». Значение бартеневского журнала «Русский архив» чрезвычайно велико для отечественной журналистики. Это первый в России журнал, всецело посвященный публикациям различных архивных источников. Его появление ознаменовало собой начало принципиально нового этапа, связанного с выделением исторической журналистики как самостоятельной отрасли. Журнал во многом определил облик исторических журналов последующего времени вплоть до сегодняшнего дня. 

    Для специалистов средств массовой информации Петр Иванович – «Нестор русской исторической журналистики». Значение бартеневского журнала «Русский архив» чрезвычайно велико для отечественной журналистики. Это первый в России журнал, всецело посвященный публикациям различных архивных источников. Его появление ознаменовало собой начало принципиально нового этапа, связанного с выделением исторической журналистики как самостоятельной отрасли. Журнал во многом определил облик исторических журналов последующего времени вплоть до сегодняшнего дня.

    Петр Иванович начал издавать «Русский архив» с 1863 года. Журнал стал для него делом всей дальнейшей жизни. Внук Бартенева Петр Юрьевич в некрологе справедливо отметил: «Русский архив» – его детище и славный памятник, воздвигнутый полувековым трудом». Целью издания «Русского архива» провозглашалось «всестороннее изучение прошлого нашего Отечества».

    Петру Ивановичу Бартеневу удалось создать такой журнал, который до сих пор считается выдающимся явлением в истории русской культуры и общественной мысли. По числу опубликованных источников (деловых бумаг, мемуаров, дневников, писем, семейных архивов, рассказов государственных, общественных, культурных деятелей, а также официальных документов, включая и материалы Российских императоров) «Русский архив» стоит на первом месте среди русских исторических журналов. Благодаря такому множеству уникальных материалов по отечественной истории и словесности XVIII и XIX столетий журнал «Русский архив» стал и остается до сих пор необходимым пособием для исследователей истории, филологов, предметом увлекательного чтения для всех, кто интересуется прошлым России. За что чтит Бартенева научная общественность.

    Примечательно, что редакционной коллегии как таковой у Петра Ивановича не было. Издатель «Русского архива» Бартенев был и автором, и составителем, и редактором, и корректором, и плановиком, и бухгалтером, и директором, и комментатором этого уникального издания. Какой пример для ныне живущих: Петр Бартенев успевал сам сделать то, что теперь выполняют многолюдные институты и редакции!

    Современные читатели могут теперь познакомиться с полной коллекцией журнала «Русский архив» в электронной библиотеке Руниверс (runivers.ru). В ней в свободном и неограниченном доступе представлены все номера с 1863 по 1917 год. Там же есть содержание «Русского Архива» за 46 лет с 1863 до 1908 года, предметная роспись, тематический указатель к томам и азбучный указатель личных имен.

    Журнал выполнял огромную просветительскую миссию. Подписчики воспринимали его как место, где сохранялись для потомков документы минувших эпох. «Русский архив» называли «живой картиной былого». Бартенев и его журнал были одной из исторических достопримечательностей дореволюционной Москвы!

    «Русский архив» обессмертил имя своего издателя. Полувековое издание этого историко-литературного журнала – настоящий научный и гражданский подвиг Петра Ивановича Бартенева. Журналы подобные ему возникали, но так долго не просуществовал ни один. Феномен «Русского архива» специалисты-историки объясняют своеобразием и творческой индивидуальностью автора и создателя журнала. Бартенев самостоятельно написал немного. Но его примечания, умное, точное комментирование публикаций помогало читателям раскрывать подлинную суть документов.

    Валерий Яковлевич Брюсов дал следующую меткую характеристику издателю знаменитого журнала: «Эйфелева башня “Русского архива” воздвигнута одним человеком… Дело Бартенева как издателя огромно, и в этом отношении его влияние на историческую науку почти не поддается учету».

    Петр Иванович Бартенев дожил до 83 лет и умер от воспаления легких 22 октября 1912 года. До последней минуты его мысли были о «Русском архиве». Похоронили его в Москве на кладбище Алексеевского монастыря.

    За заслуги Петра Ивановича перед Отечеством в столице нашей Родины Москве, в южном Бутове, одна из самых протяженных улиц названа его именем. Москвичи называют её Бартеневской.

    24 ноября 2009 года решением Липецкого городского Совета депутатов и липецкая земля увековечила память о своем достойном сыне, присвоив его имя Библиотечно-информационному центру № 3 муниципального учреждения «Централизованная библиотечная система» г. Липецка.

    Собранные документы и фотографии, уникальная книжная коллекция и стали основой первой в России мемориальной экспозиции, посвящённой П. И. Бартеневу.

    Из отзывов: «Экспозиция выстроена логично, с большой фантазией и полнотой. Запоминается!» – Михаил Иванович Корольков, руководитель секции музеев Липецкого Областного краеведческого общества.

    «Музей великолепен по содержанию и оформлению» – Виктор Митрофанович Колтаков, краевед, историк, писатель, член Петровской Академии наук и искусств.

    «Спасибо за сохранение памяти о замечательном человеке, высокой личности и таланта» – Виктор Виленович Нам, директор научно-исследовательского института экологических проблем в металлургии.

    «Открытие музея сближает наши поколения. Жизнь продолжается памятью предков» – Сергей Борисович Ларин, президент клуба «ДИВО».

    Многие экспонаты: альманах «Прометей» с воспоминаниями внучки Бартенева Н.Ф. Яшвили, том «Российского архива» с воспоминаниями самого П.И. Бартенева, книга с его биографией известного историка А.Д. Зайцева, подлинная фотография его любимого внука Петра Юрьевича Бартенева и др. – подарены правнучкой Бартенева Ниной Петровной Ахметьевой, трижды бывавшей в нашей библиотеке.

    Бесценны реликвии мемориальной экспозиции: портрет Петра Ивановича работы липецкого художника Николая Григорьевича Рожнова; а также бюст Бартенева, созданный членом Союза художников России Валентином Леонидовичем Челядиным.

    Зримо представить период пребывания Петра Бартенева в Липецке помогают картины липецкой художницы Ирины Павловны Качуриной, графика Валерия Иванова и фотографии Артура Веберга, изображающие старый Липецк. «Дыхание эпохи» передают вещественные экспонаты и предметы окружающего интерьера. Ориентироваться в экспозиции, получать информацию об основных событиях жизни Петра Ивановича Бартенева самостоятельно помогают многочисленные тексты.

    По мемориальной экспозиции проводятся групповые и индивидуальные экскурсии, тематические мероприятия по истории Отечества и липецкого края, литературному краеведению.

    То, что первая мемориальная экспозиция, посвящённая Петру Ивановичу Бартеневу, появилась именно на его родине, в городе его детства, не случайность, а закономерность, с любовью вписанная липчанами в славную историю Липецка. Это знак внимания к историческому прошлому, наглядный урок уважения и благодарности к людям, прославляющим Отечество.

    Знакомство с мемориальной экспозицией обогащает липчан и гостей города, решивших её посетить, знаниями об истории, литературе, культуре. Помогает сохранить память о Петре Ивановиче Бартеневе, человеке, проявившем себя во многих областях научной деятельности; понять значение сделанного Бартеневым и испытать благодарность и уважение к неутомимой и самоотверженной деятельности этого историка, скромного «архивного рудокопа».


    Адрес музея:

    г. Липецк, ул. Ленина, д. 31-А, Библиотечно-информационный центр им. П. И. Бартенева


    Режим работы:

    понедельник – четверг: с 9.00 до 19.00;
    воскресенье: с 9.00 до 18.00;
    пятница, суббота – выходные дни;
    последний вторник месяца – санитарный день.